В этом году исполняется 100 лет со дня рождения Владимира Игошева, народного художника СССР и России, который запечатлел метростроевцев в рабочем процессе, показав, как непосильный человеческий труд рождает прекрасные подземные дворцы.
Владимир Игошев на фоне картины «Под землей. Метростроевцы». Работа над ней велась с 1969 по 1972 год.
Дочь Владимира Игошева Наталья вспоминает, как отец собирался с первыми проблесками рассвета и уходил на стройку станций «Кузнецкий мост» и «Площадь Ногина». Там, еще до начала рабочей смены, он писал портреты проходчиков, чеканщиков, бригадиров, а со временем собрал целую галерею представителей метростроевских профессий.
– Для папы на первом месте был сам человек. Ему часто заказывали портреты руководителей и начальников. Но ему было не интересно писать такие работы. Он много путешествовал по России и за рубежом и находил героев для своих картин, как правило, из простых рабочих, – рассказывает Наталья Владимировна. – Если его увлекала работа, он мог сутками пропадать в мастерской, забывая об обедах и ужинах. Картины окружали меня всю жизнь. До сих пор мне непривычно, когда я захожу в дом, где пустые стены.
Владимир Игошев прославился циклом портретов ханты и манси, за что получил прозвище «певца Севера». Попав на Урал, художник очаровался трудом свердловских металлургов, посвятив им полотно под названием «Лицом к огню. Мартеновцы Уралмаша». Ну а в столице, конечно, внимание Владимира Александровича привлекли метростроевцы.
Идея картины, посвященной строителям подземки, понравилась метростроевке Татьяне Федоровой. При ее поддержке художник получил постоянный пропуск на строительные площадки, форму, и каждый день как на работу спускался в забой.
Какое-то время строители сторонились художника, но недолго. Увидели, как серьезно хочет он вникнуть в их более чем трудное дело. Как способен отстоять с ними полную смену в мокром, холодном, полутемном забое, не оставляя блокнота, поминутно делая в нем бесконечные наброски, дотошно допытываясь до тонкостей технологии и приемов работы.
В 1970 году в клубе Метростроя была проведена выставка полотен, с которых смотрели бригадиры проходчиков В.И.Голубев и Антон Круглов, проходчики Николай Каразев, Леонид Ломакин и Николай Поветкин, электрослесарь Анисим Квачев, машинист электровоза Василий Гриб. А вскоре было специально выделено помещение под картины. Там художник натянул громадный холст и приступил к реализации задуманного. Почти три года в общей сложности ушло на эту работу.
«Здесь не было плакатных стахановцев с отбойными молотками наперевес, но были сильные, упрямые люди, которых подземка за смену выматывала до предела так, что каждый следующий день должен был начинаться уже с другой отметки, шагреневой кожей сокращая их земное бытие. В этом групповом потрете с его необычным колоритом и непривычной обстановкой подземного мира было что-то недосказанное и, возможно, грозное…» – писал о картине «Под землей. Метростроевцы» Борис Мелентьев, министр культуры РСФСР с 1974 по 1990 год.
В 2006 году при подготовке публикации для «Метростроевца» с Владимиром Игошевым встретился наш корреспондент Юрий Петрунин. Он выяснил, что стало с тем грандиозным полотном. После окончания работы в мастерской художника появились представители выставочной комиссии, которые отвергли картину. Уж слишком реалистично показал Игошев тяжелый труд метростроевцев, что не соответствовало новым временам.
Картину так и не увидели зрители и долгий период она хранилась в мастерской Владимира Александровича на Таганке. Поступали предложения о ее продаже за границу. Но художник принял решение сохранить в России свой труд. Сейчас полотно находится у дочери художника.
Наталья Игошева предоставила к новой выставке в музей Мосметростроя несколько эскизов из серии о метростроевцах.
СПРАВКА
Советский и российский художник-живописец, профессор Владимир Александрович Игошев родился в 1921 году. В 1940 году окончил театрально-художественное училище в Уфе (педагоги: И.И.Урядов, А.Э.Тюлькин). С 1944 по 1950 год учился в Московском государственном художественном институте имени В.И.Сурикова. Участник Великой Отечественной войны. С 1944 года – член Союза художников СССР.
С 1951 года работал преподавателем в Уральском политехническом институте, в 1968 по 1980 год преподавал в Московском архитектурном институте и Московском государственном педагогическом университете. В 1991 году получил звание Народного художника СССР. В 2001 году стал Лауреатом Государственной премии России имени И.Репина.
Провел многочисленные выставки в российских и зарубежных городах. Живописные картины Владимира Игошева находятся в музеях и частных собраниях коллекционеров.
Владимир Александрович умер в 2007 году в Москве. Художник похоронен на Ваганьковском кладбище.