en

Картина со сложной судьбой

В этом году исполняется 100 лет со дня рождения Владимира Игошева, народного художника СССР и России, который запечатлел метростроевцев в рабочем процессе, показав, как непосильный человеческий труд рождает прекрасные подземные дворцы.

3 полоса - Машина времени.jpg

Владимир Игошев на фоне картины «Под землей. Метростроевцы». Работа над ней велась с 1969 по 1972 год.

Дочь Владимира Игошева Наталья вспоминает, как отец собирался с пер­выми проблесками рассвета и уходил на стройку станций «Кузнецкий мост» и «Площадь Ногина». Там, еще до начала рабочей смены, он писал портреты про­ходчиков, чеканщиков, бригадиров, а со временем собрал целую галерею предста­вителей метростроевских профессий.

– Для папы на первом месте был сам человек. Ему часто заказывали портре­ты руководителей и начальников. Но ему было не интересно писать такие работы. Он много путешествовал по России и за рубежом и находил героев для своих кар­тин, как правило, из простых рабочих, – рассказывает Наталья Владимировна. – Если его увлекала работа, он мог сутками пропадать в мастерской, забывая об обе­дах и ужинах. Картины окружали меня всю жизнь. До сих пор мне непривычно, когда я захожу в дом, где пустые стены.

Владимир Игошев прославился циклом портретов ханты и манси, за что по­лучил прозвище «певца Севера». Попав на Урал, художник очаровался трудом свердловских металлургов, посвятив им полотно под названием «Лицом к огню. Мартеновцы Уралмаша». Ну а в столице, конечно, внимание Владимира Алексан­дровича привлекли метростроевцы.

Идея картины, посвященной строите­лям подземки, понравилась метростроев­ке Татьяне Федоровой. При ее поддержке художник получил постоянный пропуск на строительные площадки, форму, и каж­дый день как на работу спускался в забой.

Какое-то время строители сторони­лись художника, но недолго. Увидели, как серьезно хочет он вникнуть в их более чем трудное дело. Как способен отстоять с ними полную смену в мокром, холодном, полутемном забое, не оставляя блокнота, поминутно делая в нем бесконечные на­броски, дотошно допытываясь до тонко­стей технологии и приемов работы.

В 1970 году в клубе Метростроя была проведена выставка полотен, с кото­рых смотрели бригадиры проходчиков В.И.Голубев и Антон Круглов, проходчики Николай Каразев, Леонид Ломакин и Ни­колай Поветкин, электрослесарь Анисим Квачев, машинист электровоза Василий Гриб. А вскоре было специально выделено помещение под картины. Там художник натянул громадный холст и приступил к реализации задуманного. Почти три года в общей сложности ушло на эту работу.

«Здесь не было плакатных стаханов­цев с отбойными молотками наперевес, но были сильные, упрямые люди, которых подземка за смену выматывала до преде­ла так, что каждый следующий день дол­жен был начинаться уже с другой отметки, шагреневой кожей сокращая их земное бытие. В этом групповом потрете с его не­обычным колоритом и непривычной об­становкой подземного мира было что-то недосказанное и, возможно, грозное…» – писал о картине «Под землей. Метростро­евцы» Борис Мелентьев, министр культу­ры РСФСР с 1974 по 1990 год.

В 2006 году при подготовке публика­ции для «Метростроевца» с Владимиром Игошевым встретился наш корреспон­дент Юрий Петрунин. Он выяснил, что стало с тем грандиозным полотном. После окончания работы в мастерской художни­ка появились представители выставочной комиссии, которые отвергли картину. Уж слишком реалистично показал Игошев тя­желый труд метростроевцев, что не соот­ветствовало новым временам.

Картину так и не увидели зрители и долгий период она хранилась в мастер­ской Владимира Александровича на Та­ганке. Поступали предложения о ее про­даже за границу. Но художник принял решение сохранить в России свой труд. Сейчас полотно находится у дочери ху­дожника.

Наталья Игошева предоставила к новой выставке в музей Мосметростроя несколь­ко эскизов из серии о метростроевцах.

СПРАВКА

Советский и российский художник-жи­вописец, профессор Владимир Александро­вич Игошев родился в 1921 году. В 1940 году окончил театрально-художествен­ное училище в Уфе (педагоги: И.И.Урядов, А.Э.Тюлькин). С 1944 по 1950 год учился в Московском государственном художествен­ном институте имени В.И.Сурикова. Участ­ник Великой Отечественной войны. С 1944 года – член Союза художников СССР.

С 1951 года работал преподавателем в Уральском политехническом институте, в 1968 по 1980 год преподавал в Москов­ском архитектурном институте и Московском государственном педагогическом университете. В 1991 году получил зва­ние Народного художника СССР. В 2001 году стал Лауреатом Государственной премии России имени И.Репина.

Провел многочисленные выставки в рос­сийских и зарубежных городах. Живописные картины Владимира Игошева находятся в музеях и частных собраниях коллекцио­неров.

Владимир Александрович умер в 2007 году в Москве. Художник похоронен на Ваганьков­ском кладбище.